Похоже, в самой престижной автогоночной серии разворачивается самый серьезный кризис за последние 22 года. Сразу две команды - «Катерхэм» и «Маруся» - по финансовым причинам отказались от поездки на два американских этапа «Гран-при» в Остин (2 ноября) и Сан-Паулу (9 ноября). В результате в списке участников этих двух гонок оказалось лишь по 18 машин. Возможно, из-за этого боссы «Формулы-1» решили пойти на беспрецедентный шаг - богатым командам будет предложено выставить на ближайшие этапы по три болида.
Как будет реализована идея с тремя представителями одной команды на стартовой решетке, и как этот нетривиальный ход впишется в регламент текущего чемпионата - пока непонятно. До старта «Гран-при США» остается меньше недели, и промоутеру «Формулы-1» Берни Экклстоуну сейчас предстоят очень интенсивные консультации для того, чтобы подобное решение стало возможным. Однако «латание дыр» вряд ли выправит ситуацию - практически нет шансов, что «Маруся» и «Катерхэм» оперативно решат свои проблемы и вернутся в паддок к заключительному этапу сезона (он пройдет 23 ноября в Абу-Даби). Более одной команды по ходу чемпионата «Королевская серия» не теряла с 1992 года.
Огромные затраты команд в высокотехнологических автогонках, в принципе, предполагают, что у самых бедных участников чемпионата «Формулы-1» деньги могут закончиться не только в межсезонье, но и в середине года. В 2008-м подобное произошло с «Супер Агури», в 2002-м - с «Эрроузом», в 1996-м - с «Форти». Однако массовые сходы для «Королевских гонок» - относительная редкость. 22 года назад крах «Брэбхэма», «Фредметал» и «Андреа Мода» во многом был спровоцирован финансовым кризисом в Западной Европе. Теперь кошмар, бьющий по имиджу «Формулы-1», повторяется. Хотя трудности «Маруси» и «Катерхэма» вызваны разными обстоятельства и никак друг с другом не связаны.
Команда «Маруся» в начале октября начала процедуру банкротства из-за долгов, превышающих 140 миллионов фунтов. В частности, выступающая по российской лицензии конюшня не в состоянии расплатиться с «Феррари» за моторы. Несмотря на то, что в нынешнем сезоне «Маруся» завоевала первые в истории очки, и по итогам чемпионата претендует на серьезные бонусы, новые инвесторы для нее так и не нашлись. В итоге владелец «Маруси» россиянин Андрей Чеглаков выставил команду на продажу и не хочет тратить большие деньги на «американское турне».
Не исключено, что спонсоров российско-британского коллектива подкосила и история с аварией Жюля Бьянки в Японии, из-за которой «Марусе» пришлось стартовать на «Гран-при России» одной машиной. На словах сотрудники «Маруси» выражали готовность во имя солидарности с травмированным товарищем биться за сохранение девятого место в «Кубке Конструкторов». Но на деле обстановка на базе «Банбери» была очень нервной - не даром «Марусе» пришлось выступать с гневными опровержениями попыток обвинить команду в японском инциденте.
Неприятности «Катерхэма» начались в июне этого года, когда малазийский бизнесмен Тони Фернандес под давлением кредиторов уступил команду швейцарской компании Engavest. Однако оформление сделки затянулось. В результате долги «Катерхэма» оказались неоплачены, а работа базы в Лифилде - заблокирована кризисным управляющим. На прошлой неделе разочарованные швейцарцы умыли руки, заявив об аннулировании сделки, и в команду была приглашена новая управляющая компания Smith & Williams.
Естественно, ни о каких гонках в такой неразберихе речи быть не может. Даже если собственники «Катерхэма» теперь не станут выяснять отношения в суде, перспективы команды очень туманны. Шинники из «Пирелли» по ходу сезона неоднократно грозили прекратить поставки покрышек в Лифилд, и они не одиноки в своем гневе. Из каких источников «Катерхэм» собирается погашать долги - непонятно, а найти новых инвесторов будет очень проблематично. Конечно, если на лицензию «Формулы-1» не клюнут какие-нибудь арабские шейхи или российские олигархи.
В целом процесс рождения и смерти команд-аутсайдеров в «Королевских гонках», наверное, можно считать вполне естественным, но с важными оговорками. Во-первых, для того, чтобы банкротства не мешали ходу чемпионата, организаторы серии не должны допускать проблемные конюшни к сезону. Ведь трудности у «Марсуси» и «Катерхэма» начались не вчера. А, во вторых, меньше 10 команд в Кубке Конструкторов - это сигнал, что расходы на подготовку команд для выступления в «Формуле-1» перешли критическую черту, после которой гонки превращаются в фарс.