Команда Формулы-1 'Кэтерхэм' на грани закрытия

В последние дни команда «Кэтерхэм» сумела затмить всех своих соперников по Формуле-1. В общем зачёте бедовый малайзийский коллектив остаётся последним, но это не препятствие для попадания в ленты новостей: создатель коллектива Тони Фернандес и новые арабо-швейцарские владельцы развязали войну пресс-релизов, убеждая мир в неправоте друг друга. Между тем на базе команды уже введено временное управление, и аудиторы даже не пускают внутрь сотрудников «Кэтерхэма» - видимо, чтобы ничего не дай бог не утащили.

До дедлайна отправки оборудования и машин на Гран-при США времени всё меньше, ситуация становится критической, тем более что ни одна из сторон, похоже, не готова уступить и вынуть деньги из кармана. Поедет ли «Кэтерхэм» в Остин или мы станем свидетелями начала конца, станет ясно совсем скоро, а пока же напомним, какие именно решения Фернандеса довели коллектив до такого печального состояния. Вашему вниманию - краткий перечень поступков, которые не стоит совершать в Формуле-1.

НЕ ЗАБРАСЫВАЙТЕ ВСЕХ ШАПКАМИ

Что всегда отличало «Кэтерхэм» и его то ли бывшего, то ли действующего владельца - это безудержный оптимизм. Начиная со второго сезона команда стала делать громкие заявления насчёт собственных перспектив. Вот, к примеру, цитата Майка Гаскойна образца далёкого 2011 года: «Нам надо нацеливаться на 'Торо Россо', 'Заубер', 'Форс Индия', а к концу сезона - 'Уильямс' и 'Рено'. Представляете? В таких облаках фантазий 'зелёные' витали вплоть до последнего времени. Фернандес тоже то ли в 2012-м, то ли в том же 2011-м обещал набрать 30-40 очков - чтобы на самом деле не заработать ни одного даже к концу 2014-го.

'Кэтерхэм' ставил перед собой завиральные задачи и нацеливал собственных сотрудников на то, чего добиться было просто невозможно. Главное, потом задним числом всегда находились причины: оказывается, в реальности-то команда осознавала, что мотор 'Косуорт' не тянет, старая база не даёт возможностей для нормальной работы, диффузор под эффект Коанда дорабатывать нет смысла, раз впереди смена регламента… Короче говоря, вместо нормальной работы пускалась пыль в глаза.

НЕ ЗАКЛЮЧАЙТЕ 'ВЕЧНЫХ' КОНТРАКТОВ

Тони Фернандес очень любил верить в разные громкие имена и выписывать им солидные контракты, чтобы в итоге мучиться. Самый хрестоматийный пример - Майк Гаскойн. Известный инженер, очевидно, давно прошёл пик собственной карьеры ('Тойота' с ним так и не взлетела, 'Форс Индия' после ухода Майка рванула вверх), но это не помешало Фернандесу заключить с Майком словно бессрочное соглашение. В итоге когда в начале 2012-го стало понятно, что собственную работу Гаскойн опять завалил, то даже уволить его не получилось: пришлось перевести на какие-то побочные проекты, включая путешествия на катамаране по Атлантическому океану.

Пример Гаскойна - не единственный. По тому же пути пошёл его сменщик Майк Смит, неустойку пришлось платить Ярно Трулли, которого сначала продлили после провального сезона-2011, а потом все равно заменили на Виталия Петрова. В общем, налицо непродуманная кадровая политика, когда регалии значили для Тони больше, чем реальная польза.

НЕ БЕРИТЕ РЕНТА-ДРАЙВЕРОВ НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Вера в долгосрочные перспективы 'Кэтерхэма' начала окончательно пропадать перед сезоном-2013. Если до этого Фернандеса можно было хвалить за стремление держать у себя максимально сильную пару пилотов (а Ковалайнен-Трулли и позднее Ковалайнен-Петров - это реально круто для аутсайдера), то в 2013-м Тони ясно показал: платить за всё самому ему надоело. В команду были привлечены ван дер Гарде (голландские 'модные' миллионы) и Пик (протеже 'Рено') - два абсолютных рента-драйвера. Выбор двух денежных гонщиков - это билет в один конец, слезть с подобной 'рента-иглы' нелегко.

Правда, в 2014-м привлекли опытного Камуи Кобаяси, но тут сразу два вопроса: во-первых, так до конца и непонятно, платил ли японец или нет, а во-вторых, неясно, почему выбрали именно его (это мы возвращаемся к вопросу о кадровой политике). Напомним, ранее Кобаяси отчислили из 'Заубера', где он уверенно проиграл Пересу, который до топ-пилота сам пока не дотягивает.

НЕ РАСПЫЛЯЙТЕСЬ НА СТО ПРОЕКТОВ

Плохая черта Тони - неумение сосредоточиться на одной задаче. Вместо того чтобы заниматься исключительно командой Формулы-1 малайзиец последовательно полез в GP2 и Мировую серию 'Рено', занялся поддержкой молодых пилотов (ну или выманиваем из них денег в обмен на работу с конюшней Ф-1), зачем-то организовал мотогоночный проект, бросился развивать дорожное подразделение Caterham Cars… Параллельно Фернандес погрузился в заботы своего футбольного клуба 'КПР', болтающегося между Премьер-лигой и 'Чемпионшипом'. И не забывайте, что никуда не делся основной бизнес Тони - авиакомпания Air Asia.

К слову, перестав писать оптимистичные твиты про автоспорт, Фернандес пока продолжает верить в футбол: мини-сообщения про веру в тренера, игроков, трансферную политику и так далее по-прежнему на месте. В итоге всё получилось строго в соответствии с поговоркой про погоню за более чем одним зайцем.

НЕ БРОСАЙТЕ КОМАНДУ В СЕРЕДИНЕ СЕЗОНА

Конец эпопеи Фернандеса был немного предсказуем: когда стало понятно, что машина 2014 года едет так же, как и выглядит, Тони окончательно охладел к Формуле-1. При этом благородным поведение бизнесмена не назовёшь: по неофициальным данным, Фернандес просто прекратил финансирование команды в принципе, не дожидаясь, купит её кто-то в итоге или нет.

Более того, когда сделка по продаже всё-таки состоялась, то подчинённые Тони якобы увели часть активов, которые должны были остаться у команды Ф-1, и заодно присвоили деньги, заплаченные спонсорами Эрикссона за весь сезон. Понятно, что у новых владельцев не могли не возникнуть вопросы - и нынешняя неприятная история завертелась. Жаль, что Тони воспринял 'Кэтерхэм' как надоевшую игрушку, которую можно взять и выбросить в середине сезона. В теории выжить команда ещё может, но верится в это всё меньше…