«Она всегда будет позади. Нельзя восполнить опыт, ей не достичь моего уровня или уровня Джимми Джонсона. Она не способна пройти все препятствия, ведь у нас на это ушло по 20 лет», - заявил Кевин Харвик об одной из главных автоспортивных звёзд США, завсегдатае Sports Illustrated Данике Патрик. С учётом феминизма и узнаваемости последней этих слов стало достаточно, чтобы спровоцировать бурный скандал.
Пресс-конференция в Шарлотте
Это была среда. Поначалу пресс-конференция шла вполне обыденно, хотя первенство вступило в решающую фазу. До конца второго раунда «Чейза» осталась лишь непредсказуемая гонка в Талладеге. В зоне вылета после скандальных заездов в Шарлотте оказались все главные звёзды: самый титулованный гонщик современности Джимми Джонсон, чемпион позапрошлого года Брэд Кезеловски, главная прима Joe Gibbs Racing Мэтт Кенсет и кумир миллионов американских фанатов Дэйл Эрнхардт-младший.
Кевин Харвик только что обеспечил себе выход в полуфинал. Согласно новой системе, победа в одной из гонок гарантирует автоматический промоушн в следующий раунд. Харвик выиграл в Шарлотте и прервал обидную череду гонок, в которых ему удавалось лидировать чуть ли не весь заезд, но при этом терять казавшуюся верной победу. Успех в Шарлотте теперь позволяет ему сконцентрироваться на трёх гонках полуфинала, первая из которых состоится лишь через неделю в Мартинсвилле.
Журналисты FOX Sports, одного из главных телевизионных партнёров NASCAR, попросили расслабленного Харвика оценить шансы на успех Даники Патрик. Кевин проводит вместе с ней первый сезон. Харвик ушёл из Richard Childress Racing вместе со спонсором, благодаря чему Stewart-Haas Racing смогла выставить для него четвёртый автомобиль.
«Нельзя компенсировать отсутствие опыта в том, как ведёт себя трасса, в принятии решений - ты или бывал в такой ситуации или нет, от этого зависит - предпринять ход или притормозить, - начал объяснять Харвик. - Она всегда будет немного позади. Нельзя восполнить опыт, ей не достичь моего уровня или уровня Джимми Джонсона. Она не способна пройти все препятствия, ведь у нас на это ушло по 20 лет».
Харвик имел в виду, что прежде Патрик долгие годы выступала в гонках открытых колёс. На её счету семь сезонов в составе Andretti Autosport, в том числе победа на японском «Твин-Ринге» в Мотеги в 2008-м и пятое место по итогам сезона 2009-го. Именно в тот период Даника начала регулярно сниматься в рекламе, позировать для журналов и стала одной из главных персон околоспортивного маркетинга.
В NASCAR Sprint Cup Патрик проводит второй полный сезон. В конце августа в Атланте она добилась лучшего для себя результата - шестого места. В чемпионате она борется лишь в конце третьего десятка, и о попадании в «Чейз» речь не идёт. Однако её спонсоры приносят столько денег, что Stewart-Haas может позволить себе четыре машины. Две из них успешно отобрались в плей-офф чемпионата, прошёл бы дальше и Тони Стюарт, если бы не трагедия с обкуренным Кевином Уордом в начале августа.
Хотя в целом сезон пошёл для Stewart-Haas совсем не так, как планировалось, команда держалась крепко. За несколько лет коллектив стал наравне с Hendrick Motorsports одним из ведущих клиентов «Шевроле», Кевин Харвик уверенно претендует на чемпионский титул, и, хотя Курт Буш вылетел из «Чейза» в первом раунде, в гонки вернулся оправданный по всем статьям Тони Стюарт. В Формуле-1 параллельно вроде бы начали всерьёз воспринимать Джина Хааса. По крайней мере, интенсивность неудобных вопросов после объявления контракта с «Феррари» снизилась.
Среди ясного «Чейза»
Скандала в Stewart-Haas ожидать приходилось меньше всего - все доступные на сегодняшний день спортивные задачи выполнены. Внутренней конкуренции на данный момент никакой. Кевин Харвик и вовсе пытался похвалить Данику Патрик за прилежание, назвал её очень хорошей. Впрочем, это не остановило журналистов от цитирования слов Харвика в заголовках.
«Вот это важный момент. Хотя Даника Патрик и демонстрирует отдельные проблески прогресса в этом сезоне, она по-прежнему глубоко внизу в общем зачёте. Многие гонщики переходили в NASCAR из 'формул', но не добились успеха. В последние годы, пожалуй, лишь Монтойю можно назвать примером, обладающим стабильной скоростью и при этом не всегда представляющим угрозу», - рассуждает редакция портала Motorsport.
«От легенды IndyCar Дарио Франкитти до чемпиона Формулы-1 Кими Райкконена пилоты из гонок с открытыми колёсами не смогли добиться быстрого успеха в NASCAR, ведь это долгий процесс. Сэм Хорниш-младший - один из немногих, кто решил не сдаваться, - продолжает издание. - Попадёт ли Даника Патрик на Аллею победителей, покажет время, но, по словам Харвика, нехватка опыта в гонках сток-каров до 2010 года лишает её шанса на те успехи, которых она добилась бы, начни карьеру здесь».
К резким замечаниям Харвика в США давно привыкли, и в этот раз гонщик даже пытался похвалить напарницу, но вышел конфуз. «Обожаю, когда мои слова подкручивают к сенсационным заголовкам», - прокомментировал в «твиттере» свои неосмотрительные слова Кевин. Журналистам же пришлось опубликовать реплику. «Давайте посмотрим правде в глаза: ну кто реально верит, что Даника Патрик однажды станет топ-пилотом NASCAR? В конце концов, мне жаль, что Харвик оказался оскорблён, мне жаль, что Патрик оказалась оскорблена. Но я не могу ходить извиняться за то, что говорит Кевин Харвик», - написал шеф-редактор Motorsport Стивен Коул Смит.
«Проблема в том, что это бессовестная провокация. Он говорил, что характер её подготовки отличается от того, как набирались опыта он сам, Джимми Джонсон или тот же Кайл Ларсон. Теперь вы пытаетесь спасти свои задницы и выглядите от этого ещё хуже», - написал один из раздражённых фанатов в адрес издания на странице в «Фейсбуке». В то же время нашлись поклонники, выступившие на стороне Motorsport: «Всё верно. Она не претендент на титул и каждую неделю врезается. Перестаньте ненавидеть за правду».
«Обожаю тебя, Харвик. Даника здесь только для шоу!» - вторит ему другой болельщик.
«Мои слова вырвали из контекста, - не отпирается от сказанного Харвик. - Я не это имел в виду». Тем не менее оправдываться за его реплику придётся команде, представителям которой неизбежно будут задавать неудобные вопросы.
На пути в Талладегу
Сейчас NASCAR Sprint Cup в Талладеге. Уже завтра гонщиков ждёт 500-мильный заезд, результаты которого определят состав полуфинального раунда «Чейза». С этого года в плей-офф Sprint Cup выходят 16 гонщиков. Соревнования проходят в четыре этапа. Первые три состоят из трёх гонок, по суммарным результатам которых отсеиваются по четыре худших гонщика. Таким образом, финальный этап состоит из одной-единственной гонки на овале в Хоумстэде, где титул разыграют между собой четыре пилота. Перед стартом их очки уравняют, и чемпионом станет тот, кто первым пересечёт линию финиша.
Согласно новым правилам, победа в одной из гонок «Чейза» автоматически гарантирует выход в следующий раунд. Таким образом, Джойи Логано и Кевин Харвик уже обеспечили себе промоушн в полуфинал, в то время как никто из оставшихся 10 пилотов окончательно шансы не потерял. Однако победитель только один, и, вероятно, в Талладеге из борьбы за титул будут исключены Кезеловски, Джонсон или Эрнхардт-младший.
В зоне вылета также находится Мэтт Кенсет. Вместе с Брэдом Кезеловски именно он стал фигурантом громкого скандала на финише в Шарлотте. Кенсет налетел на Кезеловски после финиша в паддоке. Гонщиков пришлось разнимать механикам и охране. Причиной для стычки послужило столкновение на одном из рестартов, когда обороняясь Кез выдавил Кенсета в отбойник. На круге возвращения после финиша гонщики начали толкать машины друг друга, к разборкам вскоре присоединился Дэнни Хэмлин, партнёр Кенсета по Joe Gibbs Racing.
«Не хочу в это лезть, честно говоря, я об этом особо не думал», - заявил Кезеловски уже в Талладеге. «Я ни о чём не сожалею, - отметил в свою очередь Кенсет. - Я не горжусь тем, что сделал, не испытываю от этого какого-то удовольствия, но и не сожалею». Прошлую гонку эти пилоты закончили за пределами топ-15, как и Джонсон с Эрнхардтом-младшим. Им всем придётся отыгрываться в Талладеге.
После Логано и Харвика главным претендентом на выход в следующий раунд является Кайл Буш, закончивший две предыдущие гонки в первой пятёрке. Ещё несколько пилотов имеют очень высокие шансы: это покидающий Roush Fenway Racing Карл Эдвардс и его будущий партнёр по Joe Gibbs Racing Дэнни Хэмлин, воспрявший духом ветеран Джефф Гордон, а также новобранец Richard Childress Racing Райан Ньюман.
В то же время Кейси Кейн пока не смог в достаточной мере отыграться за неудачу в Канзасе. Его преимущество относительно зоны вылета составляет всего одно очко, а при условии победы кого-то позади вылетающим окажется сам Кейн. Кейси нужно отыгрывать позиции, но даже идущему седьмым Хэмлину он проигрывает 16 очков.
Полуфинальный раунд «Чейза» стартует в конце октября в Мартинсвилле. За четыре позиции в финальной стадии оставшиеся восемь гонщиков также поборются в Техасе и Финиксе. Решающая гонка пройдёт в середине ноября в солнечной Флориде, где вот уже почти 10 лет завершается сезон.