Доминирующей темой автоспортивных журналистов всей планеты после Гран-при Бельгии стало скандальное столкновение Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона на втором круге гонки. Этот эпизод полностью разрушил гонку Хэмилтона, лишил команду вероятной победы, а то и дубля и поставил под сомнение сложившуюся в этом сезоне ситуацию.
«Порой история оказывается настолько резонансной, что требуется некоторое время на изучение различных нюансов дела. Очевидно, признание Нико Росберга о том, что с Льюисом Хэмилтоном он столкнулся 'намеренно', как писала пресса, является одной из таких историй», - пишет в своём блоге авторитетный журналист Джеймс Аллен.
«Если это правда, то полностью дискредитирует Росберга как гонщика Формулы-1 и претендента на чемпионский титул, - продолжает Аллен. - ФИА стоит созвать ещё одно заседание, поскольку им стоило бы разобраться, что на самом деле сказал Росберг на встрече с командой.
После заезда и командного брифинга Льюис Хэмилтон заявил пишущей прессе, что манёвр Росберга был 'намеренным', поскольку немец пытался 'настоять не своём', когда машины столкнулись на втором круге гонки, - пересказывает историю Джеймс Аллен. - Но здесь имеет место некоторая путаница. Росберг, судя по всему, заявил, что не отступил, чтобы 'настоять на своём'.
Но это совсем другое, нежели признание в преднамеренной аварии. 'Намеренное' столкновение - это тяжёлое нарушение, за которым следуют жёсткие санкции. Сопоставимым прецедентом в таком случае может быть лишь авария Нельсона Пике-младшего в Сингапуре, когда тот по приказу Флавио Бриаторе и Пэта Симондса разбил машину ради победы напарника.
Это Хэмилтон так интерпретировал слова Росберга или он действительно прямо заявил, что пошёл на контакт преднамеренно? Второй вариант не в стиле человека, осторожно обращающего со словами, это был бы слишком глупый ход, который может привести лишь к экстремальным ситуациям.
Когда СМИ растиражировали сообщение Хэмилтона, Тото Вольф попытался прояснить ситуацию: 'Нико посчитал, что ему нужно удержать свою траекторию. Ему нужно было стоять на своём, а Льюис, очевидно, не считал, что траектория принадлежит немцу. Но это не было преднамеренное столкновение, это нонсенс'.
Хэмилтон теперь проигрывает Росбергу 29 очков. До конца сезона остаётся семь гонок, в последней из которых очки будут начисляться в двойном объёме. Если классифицировать произошедшее как ошибку Росберга, учитывая инцидент в квалификации в Монако, это будет уже второй случай, когда Хэмилтон проигрывает из-за ошибки напарника».
«Манёвр Росберга был в лучшем случае неуклюжим. В худшем - поспешным и непродуманным. Так ведут себя новички», - пишет обозреватель The Guardian Жиль Ричардс. «В 'Мерседесе' в этом сезоне состоялось столько совещаний, что они могут смело добавлять их в обычное расписание уик-энда, - иронизирует журналист Reuters Алан Болдуин. - После обвинений Хэмилтона в адрес Росберга брифингов будет ещё больше».
«После двенадцати захватывающих гонок Хэмилтону и Росбергу больше не дадут гоняться друг с другом. У этих двоих лучшая игрушка, и пока они относились к ней с уважением, они могли играть по своим правилам, если те не перечили общим. Неважно, сломал Росберг игрушку Хэмилтона намеренно или нет, это произошло. Так маленького Нико поставили в угол для непослушных мальчишек и отправили спать без ужина, - пишет в авторской колонке для ESPN Кейт Уокер. - Другими словами, бывший голубоглазый мальчик 'Мерседеса' потерял все симпатии и больше не пользуется безусловной поддержкой команды.
Хорошая новость заключается в том, что борьба Льюиса и Нико продолжалась так долго и столкновение гонщиков произошло только сейчас. 'Ред Булл' и 'Феррари' сражаются впереди, 'Уильямс' становится всё сильнее с каждой неделей, 'Макларен', кажется, постепенно набирает силу. Представьте, что 'Спа-гейт' произошёл бы на одном из четырёх выездных Гран-при начала сезона, если бы инцидент произошёл бы, например, в Бахрейне. 'Мерседес' запретил бы гонщикам бороться между собой ещё до того как Формула-1 приехала бы в Европу, и мы полсезона смотрели бы, как обладатель поула гордо и спокойно марширует первым от старта до финиша».
По мнению многих журналистов, инцидент в Спа стал фактическим объявлением войны гонщиков «Мерседеса» друг другу. «Вне всяких сомнений, ради чемпионского титула Росберг готов играть грязно. Он считает, что и Хэмилтон тоже способен на это, - пишет Джонатан МакЭвой для английского таблоида The Daily Mail. - Нико даже может сказать, что его коварство - адекватный ответ на непослушание Льюиса в Венгрии. Четыре недели после той гонки едва ли подействовали на Росберга как бальзам. Впрочем, враждебность в отношениях двух старых приятелей по картингу назревала на протяжении всего сезона».
«Чемпионат уже не будет прежним. Маска вежливости развалилась на куски, - пишут Лоуренс Эдмондсон и Нэйт Сондерс для ESPN. - Росберг едва ли был доволен разгоревшейся в Венгрии полемикой относительно отказа Хэмилтона подчиниться приказу из боксов. Пока команда пыталась отшучиваться по этому поводу, Нико отнёсся к делу серьёзно». «Мерседес» должен был с большим отрывом выигрывать Гран-при Бельгии", - заключает ESPN.
Что касается других пилотов, то Гран-при Бельгии порадовал болельщиков целой плеядой высоких результатов фаворитов паддока. Так не осталась без внимания вторая подряд победа Даниэля Риккардо, очередной подиум Валттери Боттаса и лучший результат Кими Райкконена в этом году.
«Даниэль Риккардо выиграл Гран-при Бельгии, продемонстрировав непревзойдённые по красоте обгоны, высочайший темп и искусство управления автомобилем, - пишет The Guardian. - Он заслужил овации за уже третью в сезоне победу. Как и Валттери Боттас, который провёл ещё одну успешную гонку и принёс 'Уильямсу' четвёртый подиум. В Монцу они отправятся на подъёме, в то время как зловещая тень сомнений будет падать на 'Мерседес' вплоть до последних минут гонки».
«Нашёлся гонщик, способный привлечь к себе внимание даже в условиях доминирующего 'Мерседеса'. Успех Риккардо, стартовавшего с пятой позиции, обусловлен тем, что двигатель 'Рено' выдавал больше скорости, чем от него ожидали. Благодаря этому Тасманский дьявол, постепенно пробираясь сквозь пелотон, вышел вперёд и выиграл гонку на одной из самых сложных трасс в календаре», - хвалит пилота Мануэль Франко из испанской AS.
«После третьей победы в Формуле-1 именно Риккардо становится локомотивом команды и её лидером. Даниэль демонстрирует прогресс каждую неделю и теперь, похоже, думает о том, как надавить на 'Мерседес' в погоне за титулом», - считает Марко Кансеко из Marca.
Не ушёл от внимания журналистов даже Фернандо Алонсо. Гонка испанца была испорчена штрафом за задержку механиков на стартовой решётке, однако он не сдался и продолжал бороться. «Манёвр Алонсо против Переса в 'Риваж' на тринадцатом круге был изящным и утончённым, - пишет ESPN, назвавшая этот обгон лучшим в гонке. - Впрочем, как и агрессивный выпад Боттаса против Феттеля по внешней траектории 'Ле Комб' на 31-м круге».
Вишенкой на торте Гран-при Бельгии стала борьба четырёх автомобилей в конце гонки - два «Макларена» против автомобилей «Феррари» и «Ред Булл» до последних метров дистанции делили между собой позиции во второй половине первой десятки. Очарование борьбы в поворотах дорожной трассы отметили и американцы. «Оборона Кевина Магнуссена в конце гонки была великолепна. В частности, с 28 по 40 круг ему удавалось сдерживать самого Фернандо Алонсо», - продолжают ESPN.