I - структура профессионального футбола
В 2018 году России впервые в своей истории предстоит организовать и провести чемпионат мира по футболу. На протяжении месяца внимание болельщиков всех стран мира будет приковано к 12 стадионам, расположенным в 11 городах России, а также к выступлению нашей сборной. Сейчас в обществе разворачивается широкая дискуссия по вопросу подготовки сборной команды России к самым важным матчам в ее истории.
Считаю необходимым высказать свою позицию по ряду вопросов, которые мне кажутся наиболее значимыми для обсуждения. Какие цели должны быть поставлены перед сборной? Какие задачи надо решить для достижения этих целей? Благодаря каким ресурсам мы усилим свои позиции на мировой арене и обеспечим стабильное развитие футбола в России?
Футбол существует для болельщиков. К сожалению, об этом часто забывают, и в российском обществе практически не происходит обсуждения программ развития футбола. Только время от времени в СМИ эксперты обсуждают отдельные темы.
Моя статья - приглашение всей нашей футбольной общественности, всех, кто неравнодушен к футболу, к системному разговору о том, как приблизить время побед российского футбола.
Современная футбольная Россия прошла три этапа в своем развитии после распада Советского Союза. Фундамент советской школы позволил до 1996 года сборной России участвовать во всех крупнейших мировых форумах и занять 3е место в рейтинге ФИФА, в регионах страны появились сильные клубы. Однако кризисные явления в российской экономике и обществе сформировали целый набор проблем и в футболе.
Сборная скатилась до 40го места в рейтинге ФИФА, а отъезд ведущих футболистов в зарубежные клубы стал носить массовый характер, что привело к тому, что уровень футбола начал падать.
Быстрое восстановление России после экономического кризиса 1998 года способствовало появлению новых владельцев футбольных клубов в начале 2000х гг. Они смогли обеспечить достойные условия для футболистов, в состав команд вливались яркие зарубежные мастера. Новым этапом в истории российского
футбола стала победа ЦСКА в мае 2005 года в финале Кубка УЕФА. За ней последовала победа в этом турнире санкт-петербургского «Зенита», российская сборная вышла в полуфинал чемпионата Европы 2008 года.
Однако наши футбольные успехи по-прежнему сложно назвать стабильными. Сборная России ни разу не преодолела барьер группового этапа на чемпионатах мира. Ни разу флаг России не поднимался на футбольных соревнованиях Олимпийских игр. С 1995 года молодежная сборная России не участвует в чемпионатах мира. Выросло целое поколение граждан нашей страны, которое никогда не видело значимых успехов нашей футбольной сборной. На клубном уровне представители России не входят в число основных претендентов на победу в Лиге чемпионов и Лиге Европы.
Другой вызов развитию нашего футбола связан с позицией УЕФА по финансовой фейр-плей. В современном клубном футболе теперь недостаточно быть сильнее в конкретном матче, важно наличие финансовой стабильности клубов. УЕФА начинает все жестче наказывать клубы, расходы которых больше, чем доходы. С одной стороны, стремление чиновников внести стабильность в финансовую деятельность клубов обоснованно и его нужно только приветствовать. Но готова ли Россия достойно выступать, предъявляя такие же требования к бюджетам клубов, как европейские футбольные бизнес-империи?
Российский футбол должен отвечать потребностям нашего общества. Мы все хотим испытывать гордость за выступление наших команд на международной арене, следить за появлением новых ярких молодых футболистов, видеть бескомпромиссную борьбу в каждом матче национального чемпионата. Наши футбольные болельщики прежде всего ожидают позитивных изменений в системе российского футбола. Ожидают этого даже больше, чем побед в конкретных матчах. Инициативы и поддержка наших болельщиков должны быть и будут двигателем роста нашего футбола. Кроме того, важно усилить роль профессионального футбольного сообщества. Если будем рассчитывать только на решения футбольных чиновников и ограниченный круг владельцев клубов, то мы заведомо проиграем. Необходимо создание новой платформы в российском футболе, которая позволит учитывать и выражать мнение нашим болельщикам, реализовывать давно назревшие реформы. Считаю целесообразным для этого создать общественные советы при РФС и премьер-лиге. Это будут консультативные органы, рассматривающие стратегические документы и озвучивающие позицию представителей разных слоев общества, болельщиков. Мнение общественного совета должно учитываться при принятии решений как на уровне РФС, так и на уровне профессиональных лиг.
Это позволит идти вперед, минуя две крайности, которые нередко озвучиваются в футбольном мире: одни предлагают революции, другие противятся любым переменам и ревностно охраняют свои должности, статус и контракты.
На мой взгляд, в России созданы все предпосылки для развития футбола - на новой платформе и с новым качеством.
Я отношусь к той группе людей, которая абсолютно уверена, что Россия не та страна, которая отступает перед какими-либо вызовами, она всегда побеждает, в том числе и в спорте.
Хочу представить на обсуждение общественности свои конкретные предложения. Над созданием этой программной статьи вместе с нами работали эксперты международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers и юридической компании CMS.
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФУТБОЛА В РОССИИ
О развитии футбола мы судим по трем показателям: это игра национальной сборной, выступления клубов в соревнованиях УЕФА и уровень национального чемпионата. Именно уровень внутреннего чемпионата является фундаментом побед клубов и сборной в международных соревнованиях. В сезоне-2014/15 в России в трех высших лигах выступает 108 профессиональных футбольных клубов: 16 в премьер-лиге, 18 в первой лиге и 74 во второй лиге (с учетом крымских клубов). К примеру, в Германии из 26 000 футбольных клубов статус профессиональных имеют лишь 56, а в Голландии всего 35. Конечно, количественные показатели важны, но более актуальны на данный момент показатели качества.
Дилемму выбора между количеством и качеством Россия прошла в таких секторах, как наука, авиастроение, и многих других. Государство приняло решение, что в этих отраслях необходимо сосредоточить все ресурсы для качественного шага вперед и не держаться за сохранение большого количества неэффективных субъектов. И в футболе нам необходимо сконцентрироваться на развитии двух высших профессиональных лиг (премьер-лиги и первой лиги) и системно проработать требования к их участникам.
Динамика развития профессиональных клубов связана напрямую и с вопросом финансирования. Российские клубы финансируются преимущественно из региональных бюджетов и в случае его недостатка либо прекращают свое существование, либо переходят в турниры рангом ниже. Каждое такое решение - это драма для сотен тысяч болельщиков из Волгограда, Владикавказа, Белгорода, Кемерова, Нальчика… Требования УЕФА показывают, что модель бюджетного финансирования клубов, не подкрепленная коммерческими доходами, не жизнеспособна уже в ближайшей перспективе. Нам нужно системно перестроить эту модель.
Мы часто слышим упреки в том, что футбол в регионах России находится на низком уровне. Я считаю, что широкая география нашей страны не может и не должна являться препятствием для развития любимого миллионами граждан вида спорта. Необходимо создать все условия для того, чтобы Урал, Сибирь и Дальний Восток более активно вовлекались в систему профессионального футбола. Грамотная организация чемпионата страны поможет это сделать.
С учетом вышесказанного нам нужно расширить премьер-лигу до 18 клубов, а в первой лиге создать три дивизиона («Запад», «Центр» и "Восток") по 12 клубов в каждом. В основе разделения дивизионов будет лежать географический принцип с целью сокращения транспортных затрат клубов (к примеру, перелет на один матч команде сейчас может обходиться до 3 млн. руб.). Расширение состава первой лиги до 36 участников позволит увеличить возможности региональных клубов сделать шаг в премьер-лигу. Таким образом, профессиональными лигами будут премьер-лига и первая лига, а вторая лига становится полупрофессиональной.
Лучше организовать качественную работу 54 профессиональных клубов, чем пытаться обеспечить выживание более 100. Вопрос качества клубов важнее их количества. При этом я считаю, что никто не в праве заставлять клубы менять свой статус с профессионального на любительский. Владельцы профессиональных клубов второй лиги должны иметь возможность самостоятельно определять необходимость сохранения профессионального статуса клуба или изменения его на любительский, а клубы второй лиги должны сохранять право на контракты со своими профессиональными футболистами на весь срок их действия.
Для сокращения транспортных расходов клубов второй лиги нужно увеличить количество дивизионов в ней до 6 (например, Запад-1, Запад-2, Центр-1, Центр-2, Восток-1, Восток-2), в каждом дивизионе по 12 клубов.
Формат проведения соревнований в первой и второй лигах должен быть единым. На первом этапе 12 команд в каждом дивизионе играют 2 круга, т.е. всего 22 матча. На втором этапе, согласно положению команд в турнирной таблице после первого этапа, клубы разделяются на 2 группы по 6 команд, где каждый клуб играет еще 10 матчей (дома и в гостях) с клубами своей группы. Таким образом, в первой и второй лигах каждый клуб проводит за сезон 32 матча.
Безусловно, должен сохраниться спортивный принцип обмена клубов между лигами. Команды, занявшие последние места в дивизионах первой лиги, на следующий год будут выступать во второй. 6 победителей дивизионов второй лиги разыграют между собой 3 путевки в первую лигу в серии двухраундовых противостояний (по географическому принципу: победитель дивизиона Запад-1 играет с победителем Запад-2, Центр-1 с Центр-2, Восток-1 с Восток-2).
Деление клубов первой и второй лиг на дивизионы будет проводиться перед началом каждого сезона по территориальному принципу с целью оптимизации транспортных затрат клубов.
Расширение состава премьер-лиги до 18 клубов позволит увеличить количество игр за сезон нашим ведущим клубам. На сегодняшний день, 18-20 команд в высшем дивизионе - это стандарт для сильнейших европейских чемпионатов. По итогам сезона три клуба, занявшие 16е, 17е и 18е места, выбывают из премьер-лиги, на их место приходят три клуба, занявшие первые места в дивизионах «Запад», «Центр» и "Восток" первой лиги.
В настоящее время организацией соревнований в премьер-лиге и первой лиге занимаются независимые друг от друга структуры, но я убежден, что данную деятельность необходимо консолидировать в рамках единой футбольной структуры - Российской футбольной лиги (РФЛ). Пример такого управления существует в Германии, где одна организация (Немецкая футбольная лига) проводит соревнования в бундеслиге и бундеслиге-2. То же самое можно сказать и про Голландию, где организацией соревнований в двух сильнейших футбольных дивизионах страны занимается федерация футбола Нидерландов.
Все лиги, начиная со второй, будут находиться под управлением РФС или уполномоченной организации.
II - финансирование футбольного хозяйства и развитие детско-юношеского футбола
СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ
В настоящее время более 80% футбольных клубов премьер-лиги финансируются государством напрямую или через госкомпании.
Таким образом, профессиональный футбольный клуб в России зачастую полностью зависит от решения руководства региона о продолжении финансирования. За последние годы множество клубов были вынуждены прекратить свое участие в высших футбольных турнирах России из-за ухода их основного спонсора, хотя спортивные качества позволяли им продолжить конкуренцию на высоком уровне.
Проблемой является не сам факт финансирования клубов со стороны государства (в текущих условиях без государственного финансирования профессиональный футбол в России не мог бы существовать), а тот факт, что выделяемые государством средства идут в основном на финансирование заработных плат и трансферов иностранных футболистов. Необходимо, чтобы государственные средства направлялись на развитие футбола, прежде всего детско-юношеского, а также любительского и массового, строительство новых стадионов, полей, футбольных академий. Государственное финансирование должно быть целевым и находиться под строгим контролем. При этом строительство объектов инфраструктуры может и должно финансироваться с привлечением частных инвестиций в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). Для того чтобы участие в подобных проектах было привлекательно для инвесторов, необходимо обеспечить прозрачность условий (например, утвердить типовые проекты стадионов и их сметы) и предусмотреть определенные финансовые стимулы (инвестору может быть предоставлена возможность развивать прилегающие к стадиону территории, а также определенные налоговые льготы). Целесообразно к реализации проектов ГЧП привлекать банки развития, финансирующие инфраструктурные проекты.
Таким образом, государство может создать условия и возможности для клубов увеличить их собственные доходы. Только так можно выбраться из бесконечной зависимости российского футбола от государственного финансирования.
Современная футбольная власть в лице УЕФА также пытается стимулировать клубы вести собственную эффективную коммерческую деятельность. В 2011 году были утверждены правила финансового «фейр-плей», согласно которым клуб, прежде чем тратить деньги, должен их заработать, а не безвозмездно получить от спонсора. В настоящее время российские клубы не соответствуют правилам финансового «фейр-плей», и им необходимо серьезнейшим образом пересмотреть подход к собственной экономике, так как в скором времени они могут получить запрет на участие в клубных европейских турнирах.
Согласно отчету международной аудиторской фирмы Deloitte по итогам сезона-2012/13, средняя выручка российских клубов за игровые дни составляла 3% от всех доходов, что в несколько раз меньше выручки за игровые дни в таких странах, как Англия, Германия, Италия, Испания и Франция (в среднем около 10%). Та же ситуация с выручкой от продажи медиаправ: 9% в России против 40% в топ-чемпионатах Европы. Для соответствия российского футбола правилам финансовой фейр-плей структура бюджетов российских клубов должна приблизиться к европейским лидерам.
Основными целями изменений в финансировании клубного футбола России должны стать:
Увеличение доли доходов от продажи медиаправ с 9% до 40%. По оценкам независимых экспертов, Россия не входит в первую десятку европейских чемпионатов по стоимости телеправ, более того, стоимость телевизионных прав российской премьер-лиги в десятки раз меньше европейских чемпионатов. При этом, по данным международного агентства ZenithOptimedia, рекламный рынок России сопоставим по размеру с итальянским, испанским и французским и составляет около 15 млрд. долларов.
Кроме того, согласно результатам исследования J'son & Partners Consulting объем российского рынка платного телевидения, который является одним из определяющих факторов при оценке стоимости телеправ, увеличился в 2013 году и составил 57,1 млрд. руб., а в 2014 году продолжает расти.
По стоимости игроков российский чемпионат может сравниться с топ-5 чемпионатов Европы, да и по рейтингу УЕФА мы отстаем незначительно. Все эти факторы взаимосвязаны, поэтому потенциал роста стоимости телеправ есть. Важно сделать из телепоказа российских лиг качественный продукт, интересный миллионам российских и зарубежных болельщиков.
Увеличение доли доходов от игровых дней с 3% до как минимум 10%. В настоящее время выручка от игровых дней в клубах РФПЛ по доле в бюджете в 5 раз меньше, чем в чемпионатах Англии, Италии или Испании. Лига должна выпускать рекомендации по ведению коммерческой деятельности на клубных аренах в день матчей и свободные от игр дни. Такие же рекомендации должны коснуться билетной программы и продажи атрибутики.
За счет роста собственных доходов клубов от продажи медиаправ и игровых дней произойдет снижение доли спонсорских средств в бюджетах с 88% до 50%, причем большая их часть должна быть обусловлена рыночными контрактами, а не благотворительной поддержкой. Необходимо построение открытых и доверительных отношений между всеми субъектами футбола. Считаю необходимым введение открытой ежегодной отчетности клубов через 2-3 года. Безусловно, также должно происходить развитие собственной коммерческой деятельности лиги, включая разработку спонсорских пакетов, увеличение доходов от использования бренда лиги.
Доходы от продажи медиаправ могут быть больше при правильном подходе к схеме их реализации и в будущем должны играть более важную роль в финансировании клубов. Однако в ближайшей перспективе важнее сфокусироваться на увеличении телевизионной аудитории футбольных матчей и популяризации футбола. Согласно последним исследованиям телеаудитории, проведенным компанией TNS, футбол в России больше не является самым популярным видом спорта, несмотря на то что в него играют миллионы россиян. За 2014 год в рейтингах телетрансляций футбол скатился с первого места до третьего, пропустив вперед фигурное катание и хоккей с шайбой.
Необходимо сохранить трансляции некоторых футбольных матчей на эфирных каналах - предоставить эксклюзивные права на обзор лучших моментов матчей по итогам игрового дня. При этом повысить доступность и удобство просмотра на кабельном и спутниковом телевидении: сделать несколько пакетов для неэфирных каналов с возможностью прямых трансляций матчей и их повторов. Добавить возможность трансляции повторов игр местной команды на региональном телевидении. Безусловно, необходимо более активно использовать возможности новых медиаканалов (в т.ч. через технологию прямой доставки контента: использование мобильного ТВ и Интернета). Расширение аудитории и рост интереса к футболу впоследствии создадут лучшие возможности для увеличения доходов от продажи телевизионных прав.
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ФУТБОЛ
В последнее время ведется все больше разговоров о том, что в России наблюдается нехватка талантливых футболистов, деградирует детско-юношеский футбол. По данным отчета международного центра спортивных исследований CIES, только 11% собственных воспитанников продолжают играть в клубах России, их подготовивших, тогда как в Испании этот показатель равен 21%, а в Голландии - 20%. Крупнейшие российские футбольные клубы не привлекают в состав выпускников собственных академий. Причина в качестве проводимой подготовки. При этом количество футбольных школ и детей, занимающихся в них, серьезно превышает показатели других видов спорта. Футбол по-прежнему популярен среди детей, и многие выбирают именно его для своего спортивного развития.
Введение финансовой фейр-плей вынудит клубы снизить трансферные расходы и больше внимания уделить воспитанию собственных игроков в системе клуба. При этом лига тоже должна активно участвовать в развитии детско-юношеского и молодежного футбола.
С учетом успешного опыта футбольных реформ Германии и Голландии, где большая роль отводилась именно систематизации школьной программы футбола, я предлагаю ввести жесткие лицензионные требования к клубным академиям и школам, проводить их регулярный аудит. На основании собранной статистики нужно ввести рейтинговую систему для школ, чтобы планомерно повышать их качество образования.
Стоит обратить внимание на подготовку и лицензирование тренеров, работающих в детско-юношеских школах. По данным аудиторской компании PwC, из всех детских тренеров в стране лишь 35% прошли подготовку и имеют минимально необходимую лицензию.
Опыт международных матчей у футболистов должен накапливаться с 12-13 лет. Для того чтобы помочь нашим ДЮСШ и футбольным академиям участвовать в международных соревнованиях, при РФС необходимо открыть Центр международного развития детско-юношеского футбола, который будет на постоянной основе собирать всю информацию о проходящих в России и Европе детско-юношеских и молодежных турнирах. Зачастую футбольные школы не имеют доступа к такого рода информации, и центр будет помогать определиться с участием в подобных соревнованиях. В случае если школе потребуется финансовая помощь для участия в международном турнире, центр сможет оказать ее при предоставлении необходимого обоснования.
Помимо имеющихся школ, необходимо поддерживать открытие новых частных школ в России: предоставлять инвесторам футбольных академий финансовые льготы со стороны государства. Лига, в свою очередь, может оказывать консультационную и методическую поддержку: например, разработать рекомендации по стандартной структуре футбольной школы.
В России следует открыть новые учебные программы для детских тренеров и актуализировать методические материалы, а также использовать опыт, накопленный советской школой подготовки профессиональных спортсменов, в том числе крупнейшей спортивной академии страны - РГУФК.
Мы часто обсуждаем пути развития детско-юношеского футбола. Пришло время действовать. Одним из конкретных решений в ближайшей повестке РФС должен быть пункт об обязательных отчислениях профессиональных клубов на развитие детско-юношеских академий. Ежегодно из призовых, полученных клубами от участия в национальном чемпионате, 10% в обязательном порядке должно быть направлено на развитие собственных академий.
III - развитие профессионального футбола (болельщики, безопасность на стадионах, легионеры)
СЕРВИС И БЕЗОПАСНОСТЬ
К сожалению, сегодня уровень интереса болельщиков к российскому футболу падает. Об этом свидетельствует ежегодное снижение посещаемости игр чемпионата России. Рекордный показатель пришелся на 2007 год - чуть больше 13 000 человек за игру, а в сезоне-2013/14 эта цифра не дотянула даже до 12 000 человек. Это крайне низкий показатель, для сравнения даже вторая лига Англии собирает в среднем порядка 17 500 человек, а вторая бундеслига почти 16 000. В первой российской лиге средняя посещаемость составляет 2930 человек.
Наши преданные болельщики российского футбола давно заслуживают самого внимательного и доброго отношения со стороны клубов, лиг и федерации. К сожалению, на сегодняшний день качество сервиса, предоставляемого российскими футбольными клубами на трибунах стадионов, оставляет желать лучшего. Не всегда получается решить вопросы безопасности, а это напрямую влияет на посещение футбола целыми семьями и родителями с детьми.
По данным МВД, с 20 января 2014 года в 23 субъектах составлено 416 административных актов о правонарушениях на футболе.
Убежден, что с ростом комфорта на трибунах увеличится и посещаемость, улучшится поддержка команд, что обязательно скажется на качестве игры российских футболистов в лучшую сторону. Игроки должны чувствовать «дыхание зрителя».
Мировая практика проведения крупных международных соревнований убедительно доказала, что наличие единой системы доступа на спортивные объекты является абсолютно оправданной и необходимой мерой безопасности. Анализ успешной реализации введения паспорта болельщика Олимпиады в Сочи 2014 года приводит к выводу, что такой документ необходимо ввести и в нашем футболе. Нам нужна единая карта футбольного болельщика, без которой нельзя было бы купить билеты на футбол.
Уверен, для добросовестного зрителя не составит никакого труда заполнить анкету на получение единой карты, указав свои паспортные данные. Для тех болельщиков, кто будет нарушать порядок на стадионе, должна быть введена административная ответственность. За проявления расизма и национализма на трибунах стадионов должна наступать уголовная ответственность. В зависимости от тяжести нарушения болельщик может быть дисквалифицирован вплоть до полного запрета посещения футбольных матчей. Я убежден, что за непристойное поведение должны наказываться не только игроки красными и желтыми карточками, но и зрители.
Помимо обязательного присутствия стюардов на стадионах для обеспечения безопасности, необходимо организовать и деятельность службы волонтеров для создания максимально комфортных условий для зрителей. Опыт проведения таких крупных мероприятий, как Универсиада в Казани 2013 года и Олимпиада в Сочи, показали, что качественная работа волонтеров позволяет снять повышенную нагрузку с сервисных служб спортивных сооружений, положительно влияет на настроение публики и помогает свести к минимуму отрицательные эмоции, проявления агрессии. Важно сделать это постоянным пунктом регламента проведения футбольных соревнований в России.
Необходимо добиться общего стандарта качества предоставляемых услуг со стороны футбольных клубов и стадионов. Безусловно, каждый клуб по-своему уникален, со своим подходом к ведению бизнеса, но основные требования к сервису должны быть едины для всех профессиональных клубов страны.
Требования к составу команд
Любой тренер скажет, что при работе с командой он не смотрит на паспорт игрока и оценивает перспективы футболиста по мастерству, а не по национальности. Изучая опыт ведущих европейских стран, я пришел к выводу, что проблема российских клубов не в количестве легионеров, а скорее в качестве.
Английская премьер-лига не имеет лимита на легионеров, за исключением одного правила. Футболист не из числа стран Евросоюза должен сыграть не менее 75% матчей за свою сборную за последние 2 года. Причем сборная должна входить в топ-70 рейтинга ФИФА.
Уверен, нам стоит активно перенимать опыт наших европейских коллег и не отказываться от игроков высокого класса из других стран. Поэтому необходимо внимательно следить за качеством приезжающих футболистов.
Убежден, что при наличии в команде иностранцев высокого класса местные игроки растут гораздо быстрее, потому что пытаются составить конкуренцию сложившимся мастерам из разных стран. Пример Германии убедительно доказывает, что добиваться успехов на уровне клубов и сборной команды можно без искусственных преград в виде лимита на легионеров.
Я считаю, что лимита на легионеров в премьер-лиге быть не должно, а в первой лиге нужно позволить клубам использовать на поле одновременно не более 3 игроков-легионеров.
Не будет лишним рассмотреть вопрос натурализации тех игроков, которые соответствуют уровню национальной сборной.